Факультатив "Создание шаблонов оформления с использованием компьютерных технологий" как пропедевтика изучения курса информатики

Виноградова Альбина Владимировна
учитель информатики
Любимской сош Любимского МО

Данный факультатив является пропедевтическим курсом изучения информационных компьютерных технологий. Он предусматривает подготовку группы ребят для оформления школьных проектов, праздников, мероприятий и т.п. После прохождения курса учащиеся должны стать помощниками учителей-предметников и организаторов внеклассной работы в подготовке компьютерных уроков, дидактических материалов, карточек, дипломов, объявлений, школьной газеты и многого другого.

Необходимость в дополнительных занятиях по информационным технологиям возникла из-за нескольких причин:

·           недостаточно времени на уроках для отработки навыков работы на компьютере, т.к. недостаточно компьютеров, отвечающих современным требованиям, с такой наполняемостью классов, как у нас в школе;

·           внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс;

·           желание учащихся.

Факультативный курс рекомендован для учащихся 7-9 классов, как не умеющих работать на компьютере, так и учащихся с начальными навыками работы на компьютере. Программа рассчитана на 68 часов (1 ч в неделю в течение 2 лет или 2 ч в неделю в течение 1 года). Мы работаем по первой схеме (1 ч в неделю) в 8-м и 9-м классах.

Курс состоит из трех основных разделов:

  1. Основы Windows.
  2. Технология обработки графической информации.
  3. Технология обработки текстовой информации.

 

Основы Windows

В этом разделе отрабатываются элементы Рабочего стола, назначение кнопки Пуск, работа с окнами.

Технология обработки графической информации

Здесь мы рассматриваем назначение и работу с графическими объектами в редакторе Paint.

В графическом редакторе Paint довольно сложно создавать изображения и ребятам приходится немало потрудиться, прежде чем получится результат. Но хорошей усидчивостью и терпением обладают не все ученики. Чтобы поддерживать интерес к работе, необходимо мотивировать учащихся. А что может быть важнее для любого человека, будь то ребенок или взрослый, чем востребованность твоих способностей, твоего труда?

Например, при закреплении темы «Создание изображения с помощью графических примитивов» учащимся предлагается придумать контурный рисунок, который будет использоваться на уроках при изучении инструмента Заливка и палитры (шаблон «Раскраска»). Подобный прием используем при редактировании и преобразовании фрагментов рисунка, где учащиеся создают шаблоны «Мозаика».

Окончание изучения возможностей ГР приходится на новогодние праздники, и логическим итогом является выставка «Новогодние мотивы». Так же можно предложить учащимся создать иллюстрацию к какой-нибудь русской народной сказке или подготовить рисунок на выставку по заданной теме.

Технология обработки текстовой информации

Большую часть первого года обучения мы уделяем вводу, редактированию и форматированию символов. При отработке правил ввода текста используем игровые моменты. Например, учащимся предлагается составить слова из букв данного слова. Для закрепления навыков копирования и перемещения фрагментов текста можно использовать анаграммы. При рассмотрении темы «Форматирование текста» ребята выполняют задания по русскому языку: разобрать слово по составу, применяя цвет символа; выделить главные и второстепенные члены предложения, применяя подчеркивание и прочее.  Все это не только позволяет усваивать материал, но и повышает творческую активность учащихся.

Графические возможности ТР, вставка таблиц, картинок, подготовка документа к печати рассматриваются на второй год обучения. Здесь рождаются шаблоны различных открыток к всевозможным праздникам. Учащиеся оформляют титульные листы рефератов, сообщений не только себе, но своим товарищам. Ребята подключаются к оформлению различных школьных мероприятий, подготовке раздаточных материалов, наградных листов – грамот, дипломов, благодарственных писем.

Итогом обучения данному факультативному курсу будет издание газеты, где предполагается создание каждым учащимся своей полосы, используя тот багаж знаний, который они получили.